02 | апрель | 2014

Музей из соломы

Автор: Олег Санько

В конце прошлого года на западе Франции в Бретани открыл свои двери «Музейный и исследовательский центр биоразнообразия природы» (Беатур-центр). Его целью является поддержка образования и научных исследований в области биоразнообразия. Авторы архитектурного проекта – Agence GUINEE*POTIN Architectes – постарались подчеркнуть близость здания природе всеми возможными средствами.

Фото © Xavier Poirier

 

Беатур-центр увековечивает память выдающегося французского ученого-натуралиста Жоржа Дюрана (1886 – 1964), который за 70 лет с помощью своих друзей и коллег собрал уникальную коллекцию растений и насекомых со всех концов Европы. Одних только бабочек насчитывается более 150 000 особей, а  коллекция растений, произрастающих исключительно на территории Франции, составляет 4500 экспонатов. Все это великолепие разместили в комплексе общей площадью 2057 кв. метров. Основой послужило прежнее здание центра, принадлежащее до 1964 года самому Дюрану, и прилегающие к нему территории. Старый корпус представляет собой двухэтажное сооружение с мансардами, сооруженное в конце XIX века в Бретонском замковом стиле. Новое одноэтажное здание имеет сложную, ломаную в плане форму протяженностью около 100 м и примыкает к южному фасаду первого строения, как бы заключая его в свои объятия. Надо отдать должное творческой фантазии авторов проекта: если посмотреть на корпус с высоты птичьего полета, оно напоминает изогнувшееся тело ящерицы песочного цвета.

Фото © Xavier Poirier

 

Чтобы визуально компенсировать разноэтажность сооружений, новую постройку приподняли над землей на сваях. Пластику архитектурных форм дополняет гульбище шириной около двух метров, опоясывающее здание по большей части внешнего периметра.

Фото © Nicolas Pineau

 

И, конечно же, основную смысловую нагрузку экологичности проекта несет материал, выбранный для облицовки и крыши, и стен. Это – солома. Да-да, солома, собранная на соседних бретанских полях и обработанная специальными составами, повышающими ее долговечность. Она была использована в качестве кровельного и стенового материала. Растительный материал добавил сооружению живописности, соломенная кровля смягчила ломаные очертания новостройки.

Фото © Sergio Grazia

Фото © Chalmeau Beautour

 

Солома как символ экологического строительства стала поистине брендом нового природоведческого центра Франции. О лучшем экологически чистом утеплителе и мечтать не приходится. Отличная теплоизоляция, полностью отвечающая весьма суровым ныне требованиям ЕС к энергосбережению, была достигнута благодаря использованию слоев соломы толщиной 35 см на крыше и 25 см – для наружных стен.

Фото © Chalmeau Beautour

Фото © Sergio Grazia

Фото © Sergio Grazia

 

Стоит  также упомянуть, что отопление обоих построек обеспечивается экологически чистыми пеллетными котлами, а кратность воздухообмена приточно-вытяжной вентиляции  составляет 1,2 куб.м/ час/ кв.метр. Поэтому в залах музея очень легко дышится. Использованные строительные материалы и инсталлированное современное инженерное оборудование позволило получить всему зданию престижный знак энергоэффективности – «Effinergie classe A».

Фото © Chalmeau Beautour

 

Среди задач, решаемых проектом, было стремление минимизировать использование железобетона в пользу применения строительной древесины. Широко использовались деревянные конструкций заводской готовности, которые характеризуются высокой точностью геометрических параметров сооружения.

Фото © Chalmeau Beautour

 

Экскурсионный маршрут для гостей центра начинается уже с автомобильной парковки. Посетители центра попадают на его территорию по романтической двухсотметровой дорожке, петляющей меж старинных плакучих ив. Это оригинальная дорога специально зарезервирована для туристов. Путь к экспонатам ведет по длинному пандусу, проходя по которому гости центра входят в главную гостиную. Это самый значительный объем нового здания, высота потолка в верхней части составляет 9 метров.

 Фото © Sergio Grazia

Фото © Chalmeau Beautour

 

Архитекторы не прятали несущих конструкций крыши и посетителя видят переплетение стропильных балок, обеспечивающих прочность и надежность всей крыши. Гостиная является отправной точкой для движения туристов по музею. Справа – двери в исследовательский центр, слева – выставочные залы и обучающие кабинеты. В центре для посетителей предлагаются как постоянная, так и передвижные экспозиции.

 


Постоянная экспозиция включает три основных раздела:
- методы работы и исследований ученых-натуралистов;
- энтомологический раздел, состоящий из коллекций бабочек Дюрана;
- раздел пейзажей разнообразных природных зон;
 Жорж Дюран исследовал не только близлежащую природную территорию (Beautour), но его научные интересы распространялись и на горный район Пиренеев, и частично территории северной Африки. Собранные там материалы ныне украшают выставочные стенды центра.

Фото © Chalmeau Beautour

 


Временная экспозиция (2013-2014 года) «Сельское хозяйство и биоразнообразие» исследует взаимоотношение между способами ведения сельского хозяйства и разнообразием  окружающей природы. Наибольшей популярностью в этом разделе пользуются интерактивные карты, позволяющие посетителям центра существенно расширить свои знания в области окружающего мира.

Фото © Chalmeau Beautour

Фото © Sergio Grazia

Фото © Chalmeau Beautour

 

Старое каменное здание подверглось значительной, но очень бережной, можно сказать, лечебной, реставрации. Была заменена вся оконная столярка на энергосберегающие стеклопакеты, частично обновлены деревянные несущие конструкции, а фасад обрел новое светло-серое штукатурное покрытие. В доме были полностью сохранены напольные кафельные плитки, а в переходах, соединяющих оба здания, использована современная плитка, выполненная «под старину». По замыслу архитекторов, такая смена стиля в отделке постепенно подготавливает посетителей центра при движении из прошлого в настоящее и будущее. на втором и мансардных этажах каменного особняка расположились научно-исследовательские лаборатории.

Фото © Chalmeau Beautour

 

Обучающие кабинеты в новом здании:

Фото © Nicolas Pineau

Фото © Nicolas Pineau

Фото © Nicolas Pineau

Фото © Sergio Grazia

 

Кроме того для экскурсантов интерес представляет и окружающий парк, также обновленный архитекторами и ландшафтными дизайнерами. Центр, включает помимо замка и пруда, 8,5 гектаров лугов и лесопосадок. С юга к музейно-исследовательскому центру примыкает большая светящаяся лужайка примыкает. Она полностью сохранена в первозданном состоянии, и остается местом выпаса местных буренок.
Местные почвы – глинистые. Их использование дало возможность создать декоративные водоемы, роль которых в сохранении биоразнообразия трудно переоценить.Музейный центр не соединен с централизованной системой городской канализации. Поэтому, одной из серьезных инженерных задач при возведении центра стало создание автономной системы очистки сточных вод. Для ее сооружения организованы поля естественной природной очистки, обеспечивающие осветление стоков.


Проект  Agence GUINEE*POTIN Architectes
Авторы Anne-Flore Guinée et Hervé Potin architectes; Solen Nico chef de projet
Ландшафтный архитектор  Guillaume Sevin Paysages
Стоимость реализованного проекта 5 000 000 €

 

Официальный сайт архитектурного бюро: guineepotin.fr

 









Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы, не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 www.archilenta.ru

дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ

Programming | Lipsits Sergey